Изучение курса информатики в школе должно
преследовать две цели: общеобразовательную
и прикладную. Общеобразовательная целя
заключается в освоении учащимися
фундаментальных понятий современной
информатики, формировании у них навыков
алгоритмического мышления, понимания
компьютера как современного средства
обработки информации. Прикладная в
получении практических навыков работы с
компьютером и современными
информационными технологиями.
В соответствии с Базисным учебным планом (приказ
Министерства образования России от 09.02.98 г.
№ 322) изучение курса информатики
предусмотрено в старших классах
общеобразовательных школ. В среднем звене
изучение курса предполагается за счет
часов вариативной части.
Структура изучения информатики в школе
предусматривает три этапа:
пропедевтический (1—6 классы), основной, или
базовый (7—9 классы), и профильный (10—11
классы).
Обязательный минимум содержания
образования по информатике утвержден
приказом Министерства образования России
от 30.06.99 г. № 56. В нем определяются объем и
содержание учебного материала,
предъявляемые школой учащимся. При этом
уровень А предназначен для школ
гуманитарного профиля, а также для школ, не
имеющих компьютерного класса. Уровень Б
обязательного минимума предполагает
изучение курса при наличии в школе
компьютерного класса.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Уровень А
1. Информация и информационные процессы
Понятие информации. Информационные
процессы в живой природе, обществе и
технике: получение, передача,
преобразование, хранение и использование
информации. Информационная деятельность
человека. Информационные основы процессов
управления.
2. Представление информации
Язык как способ представления информации.
Кодирование. Двоичная форма представления
информации. Количество и единицы измерения
информации.
3. Компьютер
Основные устройства компьютера, их функции
и взаимосвязь. Программное управление
работой компьютера. Программное
обеспечение.
Файлы и каталоги. Работа с носителями
информации. Ввод и вывод данных.
Инсталляция программ. Правовая охрана
программ и данных. Защита информации.
Техника безопасности в компьютерном классе.
4. Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания.
Формализация. Информационные модели.
Исследование на компьютере информационных
моделей из различных предметных областей.
5. Алгоритмы и исполнители
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.
Исполнители алгоритмов, система команд
исполнителя. Способы записи алгоритмов.
Формальное исполнение алгоритмов. Основные
алгоритмические конструкции.
Вспомогательные алгоритмы.
Знакомство с одним из языков
программирования. Переменные величины: тип,
имя, значение. Массивы (таблицы) как способ
представления информации.
6. Информационные технологии
Технологии обработки текста и графики:
Понятие текста и его обработки. Текстовый
редактор: назначение и основные
возможности. Редактирование и
форматирование текста.
Представление графической информации.
Графический редактор: назначение и
основные возможности.
Технологии обработки числовой информации:
Электронные таблицы: назначение и основные
возможности. Ввод чисел, формул и текста.
Стандартные функции. Построение диаграмм.
Использование электронных таблиц для
решения задач.
Технологии хранения, поиска и сортировки
информации:
Базы данных: назначение и основные
возможности. Системы управления базами
данных. Ввод и редактирование записей.
Сортировка и поиск записей.
Компьютерные коммуникации:
Локальные и глобальные компьютерные
информационные сети. Основные
информационные ресурсы: электронная почта,
телеконференции, файловые архивы. Сеть
Интернет. Технология World Wide Web (WWW). Поиск
информации.
Уровень Б
1. Информация и информационные процессы
Вещество, энергия, информация — основные
понятия науки.
Информационные процессы в живой природе,
обществе и технике: получение, передача,
преобразование, хранение и использование
информации. Информационные основы
процессов управления.
Информационная культура человека.
Информационное общество.
2. Представление информации
Язык как способ представления информации.
Кодирование. Двоичная форма представления
информации. Вероятностный подход к
определению количества информации. Единицы
измерения информации.
3. Системы счисления и основы логики
Системы счисления. Двоичная система
счисления. Двоичная арифметика. Системы
счисления, используемые в компьютере.
Основные понятия и операции формальной
логики. Логические выражения и их
преобразование. Построение таблиц
истинности логических выражений.
Основные логические элементы компьютера (регистр,
сумматор).
4. Компьютер
Основные устройства компьютера, их функции
и взаимосвязь.
Программное обеспечение компьютера.
Системное и прикладное программное
обеспечение. Операционная система:
назначение и основные функции.
Файлы и каталоги. Работа с носителями
информации. Ввод и вывод данных.
Инсталляция программ. Правовая охрана
программ и данных. Компьютерные вирусы.
Антивирусные программы. Техника
безопасности в компьютерном классе.
5. Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания.
Формализация. Материальные и
информационные модели. Информационное
моделирование.
Основные типы информационных моделей (табличные,
иерархические, сетевые). Исследование на
компьютере информационных моделей из
различных предметных областей.
6. Алгоритмизация и программирование
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.
Исполнители алгоритмов, система команд
исполнителя. Способы записи алгоритмов.
Формальное исполнение алгоритмов. Основные
алгоритмические конструкции.
Вспомогательные алгоритмы.
Знакомство с одним из языков
программирования. Переменные величины: тип,
имя, значение. Массивы (таблицы) как способ
представления информации.
Различные технологии программирования.
Алгоритмическое программирование:
основные типы данных, процедуры и функции.
Объектно-ориентированное программирование:
объект, свойства объекта, операции над
объектом.
Разработка программ методом
последовательной детализации (сверху вниз)
и сборочным методом (снизу вверх).
7. Информационные технологии
Технологии обработки текстовой
информации:
Понятие текста и его обработки. Текстовый
редактор: назначение и основные
возможности. Редактирование и
форматирование текста. Работа с таблицами.
Внедрение объектов из других приложений.
Гипертекст.
Технологии обработки графической
информации:
Представление графической информации.
Пиксель. Графические примитивы. Способы
хранения графической информации и форматы
графических файлов. Графический редактор:
назначение, пользовательский интерфейс и
основные возможности. Графические объекты
и операции над ними.
Технологии обработки числовой информации:
Электронные таблицы: назначение и основные
возможности. Редактирование структуры
таблицы. Абсолютная и относительная
адресация ячеек. Ввод чисел, формул и текста.
Стандартные функции. Основные объекты в
электронных таблицах и операции над ними (ячейка,
столбец, строка). Построение диаграмм.
Использование электронных таблиц для
решения задач.
Технологии хранения, поиска и сортировки
информации:
Базы данных: назначение и основные
возможности. Типы баз данных. Системы
управления базами данных. Ввод и
редактирование записей. Сортировка и поиск
записей. Основные объекты в базах данных и
операции над ними (запись, поле). Изменение
структуры базы данных. Виды и способы
организации запросов.
Мультимедийные технологии:
Способы представления документов,
объединяющих объекты различных типов (текстовые,
графические, числовые, звуковые, видео).
Интерактивный интерфейс.
Компьютерные коммуникации:
Локальные и глобальные компьютерные
информационные сети. Основные
информационные ресурсы: электронная почта,
телеконференции, файловые архивы. Сеть
Интернет. Технология World Wide Web (WWW).
Публикации в WWW. Поиск информации.